?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


Часть первая. Подготовка.
Мое знакомство с Рыбинским водохранилищем началось около года назад перед майскими праздниками, когда, разглядывая карту, я обратил внимание на Каменниковский полуостров, узкой косой врезающийся в Рыбинское водохранилище.
Интуиция подсказывала, что там должно быть очень красиво, и она меня не подвела.
А немного позже, в ходе поездки в Кашин и Калязин мне на глаза попалась очень интересная книга по затопленным городам и поселениям Верхней Волги от Корчевы до Рыбинска.
Именно тогда я загорелся идеей сделать несколькосерийный выезд и изучить эти места.

Всем известно, что лучшее время путешесвовать в волжские Атлантиды - это конец зимы-начало весны, особенно, если зима бесснежная.


В феврале был проведен первый выезд, целью которого была разведка дороги к затопленному городу Корчева. Не буду повторять то, что уже писал. Но основным результатом стало то, что мы с den_solotareff договорились объединить усилия и по весеннему мелководью дойти до Мологи (что такое Молога, и чем она интересна, я расскажу дальше).
Неделю назад от него пришло сообщение:
"Здорово! С прошедшим тебя ДР! На выходных 21-22 собираемся поехать на Рыбинское водохранилище с попыткой пройти до Мологи. Если попытка будет не успешная, то просто покататься по лесным дорожкам просекам. Если есть желание присоединяйся."
Такую идею сложно не поддержать, и, в субботу утром 3 экипажа встретились в окрестностях Нового Некоуза.
Часть вторая. Гулять по воде.
...А когда надоест,
Возвращайся назад Гулять по воде,
Гулять по воде, Гулять по воде со мной. (с)
Бросив машины на берегу Рыбинского водохранилища, мы стали оценивать варианты и перспективы.


Чтобы варианты понять было легче, постараюсь описать диспозицию: между берегом водохранилища и Мологой находится "остров" Святовский мох. По факту этот "остров" представляет из себя всплывшие торфяники, на которых уже выросли деревья и трава. А вот под ними несколько метров глубины, попав в которую...в общем не будем о грустном.


Обойти Святовский мох можно либо сверху, либо снизу. Дистанция - около 12 км. Вооружившись картами генштаба, лоциями и здравым смыслом, Денис с Сашей оценили масштабы бедствия предстоящих трудностей и предложили попытаться пройти с юга.
Выпив за слабоумие и грядущий успех нашего дела, команда отправилась в путь. Скоро стало понятно, что, если всю дорогу такой же мягкий грунт, как у берега, то идти мы будем очень долго. Оставалось надеяться, что вдали от берега еще лежит лед.


Лед там лежал, идти по нему было значительно быстрее и легче. На нем мы расслабились, потеряли бдительность и... мы с Йети ушли на протоке под лед. Увы, этот торжественный момент запечетлен не был, на фотографии Дениса попали только последствия.
Продолжать прогулку с полными сапогами воды при температуре около 0 градусов было бессмысленно, поэтому, пройдя до протоки 2.5 километра  (из 12), мы, почавкивая сапогами, повернули в лагерь.

Оставшаяся часть дня была наполена простыми джиперскими радостями.



Мы нашли место стоянки, окруженное черничниками.


Покатались по болотам. Немного. Саня так и не смог увлечь нас за своим патрулем топиться черт знает где.


А вечером, когда Йети добрался до руля моей машины, между двумя Александрами было проведено соревнование по трактор пулингу (правда без груза) на акватории Рыбинского водохранилища. Правила, как и все гениальное, просты: чей трактор заедет в жижу дальше, тот и выиграл.



По результатам получаса соревнований была зафиксирована ничья и участики вместе со зрителями отправились жарить шашлык и употреблять (для сугрева) алкоголь.
Впереди было еще воскресенье, а значит у нас было право на вторую попытку.
Думаю, что теперь самое время рассказать, что такое Молога и чем она известна.
Полный отчет с архивными фотографиями можно найти здесь , а я остановлюсь лишь на основных фактах.

Как город Молога упоминается в летописях с начала XIII века.
Карта Московии, опубликованная Герберштейном в 1549 году. На карте виден город Молога.


До революции Молога была богатым купеческим городом на перекрестке водных торговых путей – рек Шексны, Мологи и Волги с населением около 5000 человек. Мологский край славился сельским хозяйством, лучшие в Поволжье драгоценные пойменные заливные луга, по своему качеству не уступали альпийским.


В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров был принят план строительства каскада водохранилищ «Большая Волга». По первоначальному проекту высота зеркала воды над уровнем моря Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 года эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Увеличение подпорного уровня было связано с тем, что эти 4 метра позволяли увеличить мощность выработки Рыбинской ГЭС с 220 до 340 МВт. (пруф).
Город Молога лежал на отметке 98 м над уровнем моря и, таким образом, попадал в зону затопления. Это подразумевало затопление сотен тысяч гектаров суши вместе с расположенными на ней поселениями, 700 деревень и город Молога. Сельскохозяйственному производству региона был нанесен тяжелейший удар, поскольку основными районами маслоделия Ярославской губернии были именно Мологский и Пошехонский уезды, ушедшие под воду.
Дальше были страшные для города времена с ускоренным выселением населения, уничтожением памятников культуры и архитектуры.


Можно долго обсуждать целесообразность, экономическую, социальную, культурную и морально-этическую сторону принятых решений. Ответ никогда не будет однозначным.
"Что есть, то есть. Того, что было не вернуть" (с).
Сейчас память о Мологе возвращается, с 1972 года каждую вторую субботу августа мологжане собираются в Рыбинске, чтобы отметить память своего погибшего города. В настоящее время в день встречи обычно устраивается выезд на теплоходе в район Мологи.
В Рыбинске с 1995 года действует музей Мологского края.
На этой не самой радостной ноте, я заканчиваю повествование о первом дне нашего путешествия.

Comments

( 20 comments — Комментировать )
e766tx
Mar. 26th, 2015 09:27 am (UTC)
за чтож так без ката то
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 10:22 am (UTC)
забыл) а с телефона редактировать не хотел
e766tx
Mar. 26th, 2015 09:35 am (UTC)
ну и да годный выезд с правильно идеей жду продолжения.
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 10:22 am (UTC)
будет завтра
doner
Mar. 26th, 2015 10:15 am (UTC)
грязненько-жиденько )
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 10:22 am (UTC)
=)
lobarg
Mar. 26th, 2015 10:23 am (UTC)
Грязь)
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 10:27 am (UTC)
весна)
lobarg
Mar. 26th, 2015 10:29 am (UTC)
У нас все позамерзло))) -12 на выхи обещают)
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 10:36 am (UTC)
у нас не намного меньше в следующие дни было)
об этом еще расскажу
chihayuschiy
Mar. 26th, 2015 10:33 am (UTC)
Отчёты синхронно выкладываете? :))
Клёвый выезд. Но пешком на такое расстояние... даже не стал бы думать :) Зато поколбасились, ага :)
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 10:36 am (UTC)
Ну так)
Пешком было бы тяжко, 24 км - не шутка.
den_solotareff
Mar. 26th, 2015 11:31 am (UTC)
Карту-то какую нарыл, я таких и не видел)))
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 12:42 pm (UTC)
это из темы ТАМ форума, кажется Разгром выкладывал.
Или ты про 1549 г?
den_solotareff
Mar. 26th, 2015 12:53 pm (UTC)
Пути к Мологи - это из книги Города под водой.
Я про ту 1549 года)
evstratov_and
Mar. 26th, 2015 11:56 am (UTC)
Отличный выезд. Жду продолжения рассказа.
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 12:42 pm (UTC)
Спасибо) будет завтра.
urisan
Mar. 26th, 2015 07:40 pm (UTC)
Классная идея поездки, кстати! Респект)
9orblnbl4
Mar. 26th, 2015 08:18 pm (UTC)
Спасибо) бери на заметку, делюсь!
( 20 comments — Комментировать )

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel